yarowind (yarowind) wrote,
yarowind
yarowind

Пропавшая экспедиция

Не так давно я писал о понравившейся книге Симмонса ”Террор”. Т.к. история пропавшей экспедиции показалась мне весьма интересной, решил сделать краткий реферат по данной теме.
Далее будет многобукв.
1. Предполагаемый маршрут экспедиции. Синим цветом показан путь, пройденный на кораблях, остальным цветом – пешие и лодочные передвижения.



Пропавшая экспедиция Франклина (Franklin's lost expedition) — экспедиция по освоению Арктики, проходившая под руководством сэра Джона Франклина в 1845 году. Будучи офицером Королевского военно-морского флота и опытным исследователем, он участвовал в трёх арктических предприятиях. В возрасте 59 лет Франклин предпринял свою четвёртую экспедицию. Её целью были исследование неизвестной части Северо-Западного прохода и завершение его открытия. Однако экспедиция на двух судах со 129 членами экипажа, включая самого Франклина, пропала.
Джон Франклин – руководитель экспедиции


«Эребус» и «Террор» были бывшими бомбардирскими судами Королевского военно-морского флота, перестроенными для плаваний во льдах и оснащёнными по самым современным стандартам XIX века. На кораблях стояли паровые двигатели, паровая отопительная система для комфорта экипажа. Судовая библиотека включала более 1200 книг. Был взят трёхлетний запас провианта. Большей частью экипаж был укомплектован англичанами, многие из которых были с севера страны. Кроме Франклина, Крозье и двух ледовых лоцманов, никто более не имел полярного опыта.
Капитан Френсис Крозье – капитан ”Террора”.


После двух лет ожидания вестей от экспедиции общество, леди Франклин, члены парламента и британская пресса призвали Адмиралтейство отправить в Арктику поисковый отряд. В ответ Адмиралтейство разработало план, осуществление которого началось весной 1848 года. Экспедиция закончилась ничем.
Первые находки были сделаны в 1850г. Так, 23 августа капитан одного из поисковых кораблей увидел пирамиду из камней и разбросанные вокруг пустые консервные банки, на которых значилось имя Голднер. Несколько дней спустя, на острове Бичи, группа наткнулась на три могилы, которые оказались местом последнего упокоения некоторых членов экипажа Франклина, умерших в январе — апреле 1846 года.


Весной 1851 года пассажиры и члены экипажа нескольких судов наблюдали у побережья Ньюфаундленда огромный айсберг со вмёрзшими в него двумя судами — одно из них стояло прямо, другое — с креном. Было высказано предположение, что ими могли быть корабли «Эребус» и «Террор», хотя всё же более вероятно, что это были суда китобоев.

В 1854 году во время изучения топографии канадского побережья Северного Ледовитого океана к югу от острова Кинг-Уильям были записаны рассказы местных эскимосов о погибших от голода белых людях.

В 1859 году поисковая экспедиция во главе с Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком обнаружила записку, оставленную на острове Кинг-Уильям, с подробной информацией о судьбе пропавших до весны 1848 года.

В записке было сказано, что люди Франклина перезимовали в 1845—1846 годах на острове Бичи, где трое из них погибли и были похоронены. Экспедиционные суда были затёрты льдами близ острова Кинг-Уильям в сентябре 1846 года и никогда более не выходили в открытые воды.

Экипаж зимовал на острове Кинг-Уильям в 1846—1847 и 1847—1848 годах и 26 апреля 1848 года планировал выйти из лагеря и попытаться достичь реки Бак на канадском побережье. 15 матросов и девять офицеров к тому времени были уже мертвы. Остальные погибли в дороге, большинство из которых — ещё на острове, а 30 или 40 человек — дойдя всё же до северной части материка, но оказавшись в сотнях миль от ближайшего оплота западной цивилизации.
Экспедиция Мак-Клинтока также обнаружила на южном побережье острова Кинг-Уильям человеческий скелет. При нём были найдены документы, в числе которых — свидетельство моряка, выданное на имя Гарри Пеглара 1808 года рождения.

В 1981 году группа канадских учёных начала новый этап научных исследований могил, тел и других артефактов, которые оставила после себя экспедиция Франклина на островах Бичи и Кинг-Уильям. Они пришли к выводу, что члены экипажа, могилы которых были найдены, скорее всего, умерли от воспаления лёгких и, возможно, туберкулёза, на фоне общего ухудшения здоровья вследствие отравления свинцом из-за некачественно произведённой пайки банок, в которых хранилось продовольствие.

Изучение костей показало наличие острого дефицита витамина C, являющегося причиной цинги. После возвращения в Эдмонтон Битти совместно с арктическим археологом Джеймсом Савелом обнаружил на бедренной кости одного из скелетов царапины и засечки, тогда как череп был проломлен. Это стало первым научным подтверждением фактов каннибализма, о которых рассказывали многие из эскимосов и предположения которых содержались в отчёте доктора Рэя.
Был проведен анализ костей скелета: в них содержалось 226 мд свинца, что почти в 10 раз превышало содержание свинца в контрольных образцах, взятых у скелета эскимоса.

Проведённые позже исследования показали, что ещё одним потенциальным источником свинца, возможно, были корабельные опреснительные системы, а не консервные банки.


После получения официального разрешения на эксгумацию группа Битти посетила остров в августе 1984 года для проведения вскрытия могил троих членов экипажа Франклина. Первой была открыта могила кочегара Джона Торрингтона. Из-за вечной мерзлоты трупы, пролежавшие в земле почти 140 лет, прекрасно сохранились.


После завершения вскрытия Торрингтона, эксгумации и краткого осмотра Джона Хартнелла группа из-за ухудшения погоды вынуждена была вернуться в Эдмонтон, взяв с собой образцы костей и мягких тканей.


Элементный анализ костей и волос Торрингтона показал, что матрос «испытывал тяжёлые психические и физические проблемы, вызванные отравлением свинцом». Вскрытие показало, что причиной смерти стало воспаление лёгких, однако отравление свинцом было названо одним из сопутствующих факторов.




Во время экспедиции группа посетила место, расположенное примерно в 1 км к северу от могил, для изучения фрагментов сотен консервных банок, оставшихся после экспедиции Франклина. Битти отметил, что пайка на них была выполнена некачественно и с использованием свинцового припоя, который, вероятно, находился в прямом контакте с пищей.


И совсем свежие новости:
7 сентября 2014 года остов одного из двух кораблей предприятия Франклина был найден членами экспедиции к проливу Виктория. На данный момент неизвестно какой именно из двух кораблей был обнаружен. Фотоснимки находки, найденной на глубине 11 метров, были сделаны с помощью дистанционно-управляемого подводного аппарата.


Наиболее значимым результатом экспедиции Франклина стало обследование и нанесение на карту тысяч миль вдоль береговой линии, произведённые многочисленными экспедициями по её розыску. Ричард Кириакс отметил, что «потеря экспедиции, вероятно, принесла гораздо больше [географических] знаний, чем её успешное возвращение». Ирония судьбы, да.

За информацию спасибо Википедии, за фотографии Интернету.
Tags: история, разное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments